P-38 "Lightning"  


История
Тяжелый истребитель Р-38А имел очень необычную трехфюзеляжную конструкцию. В боковых фюзеляжах размещались задние стойки шасси и два турбокомпрессора. Кабина пилота располагалась в центральной гондоле, там же находилась носовая пулеметно-пушечная батарея и стойка переднего колеса. Следует заметить, что это был первый в мире истребитель с носовым колесом. Прототип ХР-38 совершил свой первый полет 27 января 1939 года. Двумя неделями позже самолет пролетел через весь континент с двумя посадками для дозаправки,но был разбит при посадке в Митчелл-Фидд.
После многочисленных доработок в августе 1941 года модификация «Лайтнинг» P-38D была принята на вооружение и пошла в небольшую серию (36 машин).
Силовая установка. Два двигателя Allison имели выступающий вниз воздухозабортник для масляного и промежуточного радиатора. Для решения проблем реакции воздушного винта винты двигателей вращались в разные стороны, отсюда обозначение модификаций - левого/правого двигателя. P-38H с двигателями V-1710-89/91 уже имел автоматические жалюзи маслорадиатора - (система АРТМ), позволяющие автоматически регулировать температуру масла.
Хвостовые балки. В хвостовых балках размещались системы двигателя. Нагнетатель в полуутопленном виде размещался вровень с передней кромкой крыла. В выступающих позади крыла воздухозаборниках размещались радиаторы охлаждения двигателя.
Стрелковое вооружение В носу самолета размещалось все стрелковое вооружение - это позволяло исключить из конструкции синхронизаторы для стрельбы через винт. Пушка располагалась в центре, ниже пулеметов. Четыре пулемета калибра 12,7мм располагались один позади другого, т.о. решалась проблема размещения коробки боеприпасов, подачи патронов и выброса гильз. Магазин вмещал 150 снарядов и располагался вверху носовой части.
Всего же за время производства было изготовлено 10037 самолетов этого типа, начиная с "Модели 22". Эти машины успешно сражались на всех фронтах, где действовали американские войска.
P-38 в СССР. Над территорией Советского Союза Р-38 впервые увидели в ходе «челночных» операций американских бомбардировщиков с баз на Украине. Собственно говоря, «челночные» рейды и начались 24 мая 1944 года посадкой двух F-5 (это невооруженная модификация «Лайтнинга»-фоторазведчика) на аэродроме в Полтаве. Впоследствии на различных базах в СССР гостили и разведчики, и истребители Р-38; поодиночно, группами и большими соединениями. Так, в ходе операции «Фрэнтик» III в июле 1944 года в нашу страну перелетели 72 Р-38 из 15-й воздушной армии США. В их обслуживании принимал участие и наш наземный состав. Один F-5 разбили немецкие бомбы при налете ночных бомбардировщиков люфтваффе на Полтаву. После эвакуации базы он был там брошен.
Кое-что о «Лайтнинге» смогли рассказать те пилоты из 1-го перегоночного авиаполка, которые в период службы на Аляске смогли поглядеть на эту машину и даже полетать на ней.
Но для того, чтобы изучить самолет по-настоящему, надо было его заполучить. Однако обращения к американской стороне по этому поводу не имели успеха. Так, еще 19 июля 1943 года генерал Беляев запросил несколько экземпляров Р-38. Вопрос решался довольно долго, но осенью поступил отказ. Более Советский Союз не делал даже попыток получить «Лайтнинги» по ленд-лизу. Ни одного Р-38 в СССР официально поставлено не было.
Все машины этого типа, оказавшиеся в нашей стране, подобрали после вынужденных посадок в Восточной Европе. Надо сказать, что и там эти истребители являлись редкостью. Из 162 самолетов союзников, обнаруженных на занятой советской армией территориях к середине мая 1945 года, числился всего один «Лайтнинг». На самом-то деле их, конечно, было больше, но ненамного, да и состояние машин заставляло желать много лучшего.
Например, один Р-38 в январе 1945 года совершил вынужденную посадку у местечка Надькереш под Будапештом. Этот самолет с надписью «Прайд оф Джейн» сопровождал бомбардировщики, был подбит и с убранным шасси плюхнулся на покрытое талым снегом поле, согнул винты, смял капоты моторов. Пилот не пострадал и был эвакуирован командой специалистов советской 5-й воздушной армии, увозя с собой саблю венгерского генерала, выменянную у наших пехотинцев на парашют. Были и другие подобные случаи.
Но привести в состояние пригодности для полетов, по-видимому, удалось только один «Лайтнинг». Этот самолет участвовал в «челночных» операциях, совершил вынужденную посадку и был брошен. Это был P-38L-1 ЛЬ 42-4384 с бортовой надписью «Блэки». Некоторое время он принадлежал 173-му полку истребителей дальнего действия, вооруженному американскими A-20G, переделанными в тяжелые истребители. Но на нем там совершали только учебные полеты. Полк базировался под Минском, а затем перелетел под Ченстохов в Польше.
Уже после войны этот «Лайтнинг» передали в НИИ ВВС. В начале 1947 года там провели испытания американского истребителя. Ведущим летчиком являлся В.П.Хомяков, но в облете машины участвовали также П.М.Стефановский и Ю.А.Антипов. «Лайтнинг» поднимался в воздух без подвесных баков. Оценивались в первую очередь возможности самолета как истребителя сопровождения в сравнении с отечественным Як-9ДД. Испытания в основном подтвердили заявлявшиеся фирмой «Локхид» характеристики. Не смогли только произвести замеры на максимальном кратковременном режиме работы моторов. Причина была вполне прозаическая - в НИИ не нашлось импортного 100-октанового бензина, наши заводы его не выпускали.


модификации
XP-38 - единственный экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-11/13 мощностью 1150 л.с.
YP-38 - 13 перепроектированных предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/29 мощностью 1150 л.с.
P-38 - (позднее обозначение RP-38) - 30 серийных самолетов с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом.
XP-38A - единственный экспериментальный экземпляр, Р-38 с гермокабиной.
P-38E (позднее RP-38E) - серийный вариант с новой пушкой "Испано" калибра 20 мм, а не 37 мм; новое радиооборудование и изменения в гидросистеме, построено 210 машин.
P-38F - 527 машин с двигателем Аллисон V-1710-49/53 мощностью 1325 л.с. и подкрыльеывми бомбодержателями.
P-38G - 1082 самолета с двигателями Аллисон V-1710-51/55 и измененным радиооборудованием.
P-38H - 601 самолет с двигателями V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с.; увеличена бомбовая нагрузка на внешних подвесках, установлены автоматические жалюзи маслорадиатора (система АРТМ).
P-38J (позднее F-38J) - 2970 самолетов, аналог P-38H, но со множеством изменений, плоским пуленепробиваемым лобовым стеклом, поздние партии с увеличенным запасом топлива ; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания.
P-38K - единственный опытный самолет с двигателями V-1710-75/77 мощностью 1425 л.с. с винтом с широкими лопастями и планером самолета P-38G.
P-38L (позднее F-38L) - 3923 самолета с двигателями V-1710-111/113 мощностью 1475 л.с. и посадочными фарами в левой консоли, направляющие для ракет под крылом, но в остальном похожий на самолет P-38J.
P-38L-5 - аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.
P-38M - обозначение P-381, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей, имел вторую приподнятую вверх кабину и радар.
TP-38L - два Р-38L, модифицированных в качестве двухместных учебно-тренировочных.
F-4 - модификация фоторазведчика P-38, без вооружения, оснащенного четырьмя фотокамерами К-17; построено 20 машин.
F-5A - вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.
F-5B - фоторазведчик на базе самолета P-38J; построено 200 машин.
F-5C - фоторазведчик на базе Р-38Н, но с установкой усовершенствованных фотокамер.
XF-5D - единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика с лежащим оператором в носу.
F-5E - разведчик на базе 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L.
F-5F - разведчик на базе P-38L.
F-5G - сходен с F-5F, но с измененной установкой камеры.
XFO-1 - четыре F-5B, переданных ВМС США.


источники
"Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
"Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
"«Американцы» в России" /Котельников В.Р.и др., 1999/


 
Hosted by uCoz